• Увеличение прибыльности АЗК
8 800 2500 740ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
автор

АВТОР

Команда АЗС Комплект

время чтения

НА ЧТЕНИЕ

Примерно 5 мин.

Устройство АГЗС

Типы газа

Автомобили заправляют газами двух типов. Точнее, пропаном, бутаном, метаном и техногенными нефтяными газами в двух агрегатных состояниях:

  1. Сжиженный природный, или углеводородный, — СПГ/СУГ/LPG.
    Обычно это смесь пропана и бутана или других нефтяных газов.

  2. Компримированный, или сжатый природный, — КПГ/CNG.
    В основном это чистый метан.

Устройство заправочных станций различается в зависимости от свойств агрегатного состояния вещества. Оно в свою очередь влияет на тип, сложность, стоимость оборудования, а также на уровень систем безопасности на объекте.

Параметр

КПГ/CNG

СПГ/СУГ/LPG

Кратность сжатия

в 200 раз

в 600 раз

Способ сжатия

компрессором

низкой температурой, иногда с компрессором

Давление, бар/атм

200

16

Температура, °С

окружающей среды

−160 °С

Сосуд для хранения

герметичный баллон

сосуд Дьюара, криоцистерна

Ключевые различия оборудования АГЗС:

  1. Резервуары для СПГ/СУГ/LPG — это специализированные ёмкости-«термосы» с двойными стенками. Из пространства между стенками откачан воздух до вакуума в минус 5 степени.

    Резервуары для КПГ/CNG — обычные газовые ёмкости.

  2. Трубопроводы для СПГ/СУГ/LPG имеют термоизоляцию, которая предотвращает конденсат.

    Трубопроводы для КПГ/CNG обычно без термоизоляции.

  3. Более высокие требования к системам безопасности для КПГ. Сжатый газ взрыво- и пожароопасен во всех фазах, а сжиженный — только в одной. Плюс давление в системах КПГ во много раз выше.

Компримированный газ сжимают на месте — такие АГЗС можно отличить по наличию мощного сложного компрессора. Как правило, система подключена к газопроводной магистрали.

Сжиженный привозят в газовозах и закачивают в резервуары — его давление и агрегатное состояние не изменяется при перекачке и заправке. На таких объектах нет компрессоров, только насосы.

Устройство АГЗС для СПГ/СУГ/LPG

Заправка состоит из пяти основных элементов.

  1. Резервуар для хранения.

    Может находиться над землёй или под землёй. Подземное расположение более безопасно и выгодно с точки зрения экономии полезного пространства на объекте. Также это целесообразно из-за стабильности температуры грунта, который окружает криоцистерну.

  2. Трубопроводы.

    Система труб, клапанов, запорной и предохранительной арматуры для перемещения газа. При подземной компоновке резервуаров часть труб также находится под землёй.

  3. Насосное оборудование.

    Насосы применяются для закачки и раздачи топлива. Иногда, в целях оптимизации, АЗС не имеет насосов для заполнения ёмкостей — их наполняют с помощью помп, установленных на газовозах. Также популярен вариант, когда для закачки и раздачи используется один насос.

  4. Газораздаточные колонки.

    Стандартные изделия во многих вариантах исполнения. Различаются по наличию рекуперации паров, количеству заправочных рукавов/кранов, типу табло, дополнительному оборудованию. Разница в цене одной ТРК для СПГ/СУГ/LPG может достигать 12 раз.

  5. Системы безопасности.

Включают в себя датчики, сенсоры, сигнализаторы, коммутаторы, органы управления и оповещения. Проектируются индивидуально под каждую АГЗС. Компоновка систем безопасности, оповещения, пожаротушения зависит от местоположения объекта. Чем он ближе к месту скопления людей, значимым объектам — тем выше будут требования к безопасности.

К прочим составным частям объекта можно отнести вспомогательные элементы. Например, системы видеонаблюдения, терминалы самообслуживания, рабочее место оператора, рекламные конструкции, хозяйственно-бытовые помещения.

Автомобильное оборудование для СПГ/СУГ/LPG

Устройство АГЗС КПГ/CNG

Сжатый газ производят (сжимают) на месте, а значит, в состав АГЗС для метана входит компрессор. Он увеличивает энергопотребление объекта и повышает уровень шума. Из-за высокого давления такое оборудование требует регулярного и тщательного технического осмотра, обслуживания. Наличие такого сложного и энергоёмкого узла, на первый взгляд, делает заправки на сжатом газе менее выгодными и более дорогими в обслуживании.

С другой стороны, резервуар для КПГ — это обычная стальная ёмкость, а не двустенный сосуд Дьюара с вакуумом, как в случае с СПГ/СУГ. Такая ёмкость намного дешевле, в ней меньше датчиков. Газгольдер для сжатого газа устанавливают в любом удобном месте над землёй. Он может быть мобильным. В качестве резервуара для хранения КПГ часто используют газовые аккумуляторы — систему из отдельных баллонов на 60-90 литров каждый.

Компоновка АГЗС для природного метана может быть действительно минималистичной — в модели контейнерного типа или на базе грузового автомобиля. В стандартный морской контейнер помещается всё, что нужно для производства и продажи сжатого газа:

  • поршневой компрессор для АГНКС;

  • газовый аккумулятор;

  • газораздаточные колонки;

  • системы учёта и безопасности.

Стационарная модульная АГНКС подключается к действующему газопроводу. Передвижные автомобильные газозаправочные станции отпускают топливо из запасов, которые имеются в газовом аккумуляторе.

АГЗС для заправки сжатым газом

Сопутствующие сооружения

Часто газовая заправка находится на территории уже существующей жидкотопливной АЗС. В этом случае она сама выглядит как дополнительный, а не основной объект. Особенно если это компактная модульная или мобильная АГЗС. В других случаях оборудование для заправки метаном и пропаном проектируют вместе со всей площадкой. Тогда АГЗС встроена органично.

К сопутствующим объектам относятся:

  • магазин,

  • кафе,

  • СТО,

  • шиномонтаж,

  • автомойка,

  • рекламные сооружения,

  • вспомогательные устройства — пылесос для салона, компрессор для подкачки шин и т. д.

Такие постройки не относятся к заправке напрямую, часто принадлежат разным собственникам и могут быть подключены к разным источникам коммуникаций.

Каталог продукции