• Увеличение прибыльности АЗК
8 800 2500 740ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
автор

АВТОР

Команда АЗС Комплект

время чтения

НА ЧТЕНИЕ

Примерно 5 мин.

просмотры

ПРОСМОТРЫ

4934

Что такое дыхательный клапан

Дыхательный клапан (ДК), или пневмоклапан, — это устройство, которое впускает и выпускает воздух в/из герметичной емкости. Обычно это крупные цистерны, резервуары для топлива и ГСМ, в которых есть значительное газовое пространство — объем, не занятый жидкостью.

По ГОСТ 31385-2016, установка дыхательных клапанов на резервуары с нефтепродуктами обязательна.

В современных системах, где хранят, распределяют, транспортируют, перекачивают нефтепродукты, такие устройства — неотъемлемая часть. Их можно увидеть на автобензовозах, надземных цистернах, на площадках подземных резервуаров. На небольших объектах они выглядят как патрубки с оголовками, а на крупных, например нефтехранилищах, напоминают вентиляционный дефлектор.

Клапан дыхательный КДС−1500

Разновидности дыхательных клапанов

ДК различают по множеству параметров, а объединяют всего по нескольким. Большинство современных устройств, предназначенных для «дыхания», — универсальные относительно содержимого емкости. Один и тот же клапан может подойти для бензина, солярки, масла, растворителей. Иногда требуется, чтобы жидкости относились к одной группе, например ГСМ, краски, кислоты, вода.

По конструкции ДК бывают двух типов: механические и гидравлические.

У механических в основе — тарельчатый клапан, который удерживает до заданного давления стальная пружина.

Гидравлический клапан действует аналогично, но более сложен в устройстве: «тарелку» приводит в движение гидролиния.

В российской классификации используют семь наиболее популярных разновидностей таких устройств. Буквы К и Д во всех аббревиатурах обозначают «клапан» и «дыхательный»:

  • КДМ — КД механический — со встроенным огнепреградителем;
  • КДС — КД совмещенный — двойная клапанная система под давление и вакуум;
  • СМДК — совмещенный механический ДК — двойная система вакуум/давление и огнепреградитель;
  • УД — устройство дыхательное — для бензовозов и автоцистерн с топливом;
  • НКДМ — непримерзающий ДК механический — для объектов с низкими температурами;
  • КДЗТ — КД закрытого типа — для закрытых «дыхательных» линий с рекуперацией паров, когда пары, которые стравливает клапан, идут не атмосферу, а на переработку;
  • КПГ — К предохранительный гидравлический — с гидролинией в качестве привода тарельчатой крышки.

Дополнительно ДК снабжают устройствами, предназначенными для дистанционного контроля и управления. Сигнал от датчиков идет на пульт, чтобы оператор мог видеть, срабатывает ли устройство, а при необходимости задействовать его вручную.

Клапан дыхательный СМДК 150А

Как работает дыхательный клапан

Пружина или гидролиния, настроенные на определенное давление, держат круглую крышку плотно прижатой к посадочному месту, фланцу. Когда давление превышает усилие пружины, тарельчатая крышка отходит от фланца и пропускает воздух. Таких устройств на одном ДК может быть 1 — только на выпуск или только на впуск или 2 — одно на на впуск и одно на выпуск.

ДК выполняет функцию предохранителя:

  • стравливает воздух при наполнении, сбрасывая тем самым избыточное давление;
  • впускает воздух внутрь при опустошении, сливе жидкости, предотвращая образование вакуума.

Также ДК предназначены срабатывать, когда давление увеличивается от нагрева или уменьшается от охлаждения содержимого.

Клапан дыхательный КДМ50

Функциональные особенности дыхательных клапанов

Поскольку ДК — часть пожарной безопасности объекта, к ним предъявляют повышенные требования в плане работоспособности. В частности, требования связаны с тем, что почти все дыхательные клапаны для АЗС установлены на открытом воздухе и работают в условиях изменения температуры. Это значит, что на них может образовываться конденсат, а при отрицательных температурах — наледь.

Главная проблема — примерзание тарелки к фланцу — решается через покрытие ее фторопластом. Также в конструкции имеются ревизионные отверстия, предназначенные для регламентных работ.

  • При положительной температуре окружающей среды дыхательные клапаны проверяют 1 раз в 14 дней.
  • При отрицательной температуре — 1 раз в 10 дней.

Согласно современным требованиям к долговечности, все детали выполнены из материалов, устойчивый к коррозии — алюминий, латунь, легированная («нержавеющая») сталь, сплавы, полимеры. Для защиты от насекомых, пыли, продления срока эксплуатации, корпуса и детали покрывают атмосфероустойчивыми покрытиями и устанавливают защитные сетки, фильтры.

Огнепреградитель, которым снабжают многие устройства и узлы трубопроводов и вентканалов на АЗС, имеет простую конструкцию. Это преграда внутри трубы в виде сетки трубок диаметром 1,5−3 мм. Пламя не может пройти через такие тонкие отверстия из-за высоких теплопотерь.

Клапан дыхательный КДС−1500К

Параметры дыхательных клапанов

Изделия производят в соответствии с ТУ. Параметры дыхательных клапанов можно условно разделить на две части.

  1. Основные — критически важные показатели устройства. Их изучают при проектировании АЗС, подборе ДК к конкретной системе.
  2. Второстепенные — малозначимые факторы. Например, габаритные размеры, вес, цвет.

Основных параметров выделяют от 5 у одинарных до 7 у совмещенных. У совмещенных больше, т.к. добавляются аналогичные параметры на второй клапан.

  • Условный проход

    DN или ДУ — внутренний размер канала, по которому проходит воздух. «Условный» — потому что может быть не круглого сечения, но по пропускной способности будет соответствовать указанному значению ДУ в мм.

  • Рабочее давление

    Давление, на которое рассчитаны нормальные режимы работы изделия. Измеряется в паскалях.

  • Рабочий вакуум

    То же, для вакуума.

  • Давление срабатывания

    Значение, при котором срабатывает клапан.

  • Вакуум срабатывания

    То же, для вакуума.

  • Пропускная способность

    Объем воздуха в м. куб. в час, которое ДК способен пропустить в полностью открытом состоянии.

  • Климатическое исполнение

    Выделяют два варианта: У — для умеренного климата, до −30 °С, и УХЛ — для умеренно-холодного климата, до −60 °С.

Цена одной и той же модели в разных климатических исполнениях может существенно отличаться. «Северные» варианты будут дороже за счет стоимости самого материала, который предупреждает примерзание, и работ по его установке. Наиболее совершенные устройства для Крайнего Севера оснащают электрическим подогревом.

Читайте также

Каталог продукции