• Увеличение прибыльности АЗК
8 800 2500 740ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Как повысить октановое число бензина

Что такое октановое число

Октановое число (ОЧ) — показатель способности топливной смеси (ТС) сопротивляться преждевременной детонации, самовозгоранию под давлением в камере цилиндра.

Работа мотора тщательно рассчитана до десятых долей секунды. В этом расчете в том числе фигурирует момент воспламенения топлива — оно должно произойти точно в определенный момент. Отклонение раньше-позже даже на 0,1−0,2 секунды вносит в процесс дисбаланс. Сначала появляется вибрация, шум, затем детали начинают выходить из строя.

Но самое страшное для двигателя — преждевременная детонация топливной смеси. Из-за этого повышается температура сгорания ТС, и металл, не рассчитанный на такие нагрузки, начинает прогорать. В итоге оплавляются головки поршней и выпускные клапаны, а это верный путь к дорогостоящему капитальному ремонту двигателя.

Октановое число бензина в баке должно соответствовать требованиям производителя автомобиля.

Если случилось так, что показатели не дотягивают, довести их до нормы можно несколькими способами

Октановое число на АЗС

Способы повышения октанового числа

Если пропала тяга на подъеме или разгоне — скорее всего, на заправке залили АИ-92 вместо АИ-98. Это значит, что пора принимать меры и срочно увеличивать ОЧ прямо в баке машины. Забегая вперед скажем, что делается это путем добавления «секретных» ингредиентов. Выберите по описанию оптимальный вариант и возите с собой в бардачке на случай путаницы с марками бензина.

Чтобы правильно дозировать добавку и не навредить мотору, нужно знать, сколько в баке бензина, с точностью до 3−5%.

Чистый мотор

Монометиланилин — ММА

Замещенный ароматический амин. Будет безопасен для двигателя только в случае очень точной дозировки — в идеале 1% от объема топлива. Максимальная объемная доля — 1,5%, дальше уже могут начаться проблемы с нагаром и залипанием клапанов.

Главный минус ММА — его сложно достать. Продается в основном для производственных целей в оптовых объемах.

Марганцевые присадки

Жидкость МЦТМ и порошок ЦТМ испытывают с 1957 года, когда им пророчили будущее «убийц тетраэтилсвинца». ТЭС — бесцветная маслянистая жидкость, которая резко повышает октановое число. Всего полграмма на литр — и ОЧ взлетает на 14−18 пунктов. Это самый известный промышленный антидетонатор, который применяли с 1921 года, но в 2002 году его запретили даже в России.

Марганцевые присадки почти в 300 раз менее токсичны, чем ТЭС, не засоряют камеры сгорания, топливную и выхлопную системы, в воде не растворяются, на морозе в осадок не выпадают. Удобная пропорция — 0,8 г на 1 кг бензина.

Главная и нерешаемая на сегодняшний день проблема от марганцевых присадок — нагар на свечах. Он настолько значительный, что примерно через 70 часов эксплуатации на свечах появляются токопроводящие «мостики», которые создают замыкание. Чистка каждые 70−100 часов неприемлема, да и октановое число повышается незначительно — на 1−2 пункта.

Во многих странах продолжают искать выносители нагара для МЦТМ и ЦТМ. На промышленном уровне их используют в малых концентрациях скорее для улучшения экологичности двигателей, чем для увеличения ОЧ.

Ацетон

Надежный «дедовский» способ, о котором знают в каждом гараже. Продается в любом строительном магазине и подходит для применения на постоянной основе. Всего один литр ацетона, добавленный в двадцатилитровую канистру, увеличит октановое число примерно на шесть пунктов. Таким образом ОЧ АИ-92 можно поднять до АИ-98.

Этим простым способом охотно пользуются малые производства — добавление ацетона узаконено. Для рядовых автопутешественников это самый простой и доступный способ увеличить октановое число буквально на ходу. Из минусов стоит отметить, что вещество жидкое и само по себе огнеопасное, так что возить его с собой следует осторожно.

Опытные автолюбители утверждают, что ацетон, добавленный к горючему, очищает топливную систему.

Нафталин

Неожиданно, но да — это та самая старинная отрава для моли и домашних насекомых. Сухой порошок или таблетки легкие, безопасные, не горят, но боятся влаги.

Как присадка для увеличения октанового числа нафталин не очень эффективен: полкилограмма сухого вещества на 20 литров бензина обещают прирост ОЧ на 3−5 пунктов.

А вот минусов у него хватает:

  • повышается токсичность выхлопа;
  • появляется нагар в камерах сгорания;
  • засоряются топливопроводы, фильтры, форсунки.

Иными словами, нафталин оставляет много продуктов горения и не подходит для постоянного подмеса. Только в качестве «скорой помощи» в дороге.

Добавка присадок в бензин

Добавки на основе спиртов

Этилированные и неэтилированные бензины — на слуху у всех автолюбителей. Добавление этанола или метанола — заводской способ увеличить октановое число. Помимо довольно высокой пропорции — 10% от объема на 3 балла ОЧ, — у спиртов есть проблемы, которые делают их неудобными для обычного автолюбителя.

Главная причина неудобств кроется в химическом свойстве спиртов поглощать влагу даже из воздуха. Это значит, что:

  • их нужно хранить в особых условиях;
  • влага может попасть в горючее;
  • втопливной системе возможны паровые пробки летом и ледяные — зимой;
  • бензин может расслоиться прямо в баке.

Для многих ключевым недостатком становится объем: чтобы «подбодрить» 50-литровый бак, нужно 5 литров спирта.

Метилтретбутиловый эфир — МТБЭ

Идеальная, с первого взгляда, добавка с солидным собственным октановым числом — до 135. Сгорает полностью, не оставляет вредных примесей в выхлопе и отложений в системе. Его содержание в товарном топливе строго регулирует государство — не более 15% от объема. С другой стороны, лить в бак больше 15% МТЭБ — значит увеличивать износ мотора. Идеальная пропорция — от 7 до 8 процентов.

Минусы:

  • немного падает мощность;
  • красный нагар в камере цилиндров и на свечах;
  • иногда двигатель начинает «троить».

МТЭБ вряд ли подойдет тем, кто живет в жарком климате, — он быстро испаряется при высокой температуре.

Заправка бензином с повышенным октановым числом

Зачем повышать октановое число

Главная причина — чтобы довести бензин до кондиции, которую требует производитель автомобиля. Если ОЧ низкое — будут проблемы с мотором.

Иногда из АИ-92 делают АИ-98 в целях экономии. Но в основном к самостоятельной «модернизации» топлива прибегают под давлением обстоятельств:

  • на заправке нет нужной марки горючего;
  • появился большой запас 92-го, а нужен 98-й;
  • на АЗС перепутали таблички или бензовозы.

Увеличивать октановое число просто так нет необходимости. Ведь от присадок появляется нагар, примесь в выхлопе и другие неприятности.

Каталог продукции