• Увеличение прибыльности АЗК
8 800 2500 740ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
автор

АВТОР

Команда АЗС Комплект

время чтения

НА ЧТЕНИЕ

Примерно 5 мин.

просмотры

ПРОСМОТРЫ

6704

Что такое КПГ

Содержание

Зачем машины переводят на КПГ

В чем различия сжатого и сжиженного газа

Насколько безопасен КПГ

Плюсы и минусы КПГ



КПГ — это компримированный природный газ.

Компримированный — значит сжатый. Чтобы получить КПГ, обычный газ из скважины сжимают компрессором до 190−240 бар/атмосфер или 190−240 кг/см2. Технические показатели регламентирует ГОСТ 27577-2000. Сжатие происходит на заводах по производству СПГ либо на месте на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) перед заправкой топливных баллонов машин.

200 лет назад газ производили пиролизом древесины и использовали только для освещения, но в 1850-х годах начали пробовать компримировать — сжимать. А уже в 1860-х годах Этьен Ленуар показал миру первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который работал на газе для освещения. Его газовый двигатель стал первым коммерчески успешным.

Первый ДВС на водороде сконструировал Исаак де Ривас в 1807 году.

Сжатие газа стало актуальным по факту признания его эффективным топливом для двигателей — в начале ХХ века. Природный газ метан CH4 подается по трубопроводам и в естественном разреженном виде занимает большое пространство. Чтобы поместить его в баллоны удобного объема, инженеры стали сжимать его компрессорами. Чем мощнее становились компрессорные установки, тем выше получалось сжатие, пока не дошло до оптимальных 200−240 атмосфер.

В современном мире метан, добытый из нефтегазоносных скважин, не только компримируют, сжимают, но и сжижают, получая СПГ — сжиженный природный газ. Еще его называют СУГ — сжиженный углеводородный газ.

Зачем машины переводят на КПГ

Бензин, дизель и газ — незаменимая троица углеводородного топлива для ДВС. Они конкурируют между собой по ряду показателей, борются за сердца и кошельки автовладельцев.

Потребительских недостатков у КПГ как топлива всего два.

  • Крупный недостаток газа — его нельзя донести от заправки до машины в обычной пластиковой бутылке или в ведре. Чтобы хранить, перевозить, использовать газ, нужна специализированная тара — газовый баллон. При этом он должен быть безопасен, а для этого требуются регулярные проверки.

  • Малый недостаток — падение мощности, тяги до 10%. Разница заметна при переходе с бензина на газ, и к ней вполне можно привыкнуть. Если авто сразу ездит на КПГ, то разницы как таковой не будет. С другой стороны, меньше тяговых усилий — меньше нагрузка на механизмы КПП.

В остальном же газ весьма конкурентен по своим потребительским свойствам. Например, его цена ниже — 22 р за 1 м3 КПГ против 56 р. за литр дизеля и 52 р. за бензин АИ-95. Газовые заправки распространены не так, как бензиновые, но все же дефицита и очередей не наблюдается. Чаще всего АГНКС с КПГ устраивают прямо на бензоколонках.

В надлежащем герметичном сосуде газ можно хранить неограниченное время без потери качества. Бензин и дизель портятся через полгода.

А вот главным достоинством, помимо цены, можно назвать высокое «от природы» расчетное котановое число компримированного газа. Оно достигает 125, что снимает вопросы о детонации, делает работу двигателя более ровной, тихой, увеличивает его ресурс.

В чем различия сжатого и сжиженного газа

КПГ и СУГ — это один и тот же газ, метан СН4, обработанный разными способами.

КПГ

СПГ/СУГ

Сжатый

Сжиженный

Сжимается в 200 раз

Сжимается в 600 раз

Сжимают на месте

Сжижают на предприятиях и транспортируют в готовом виде

Рабочее давление 200−250 атмосфер/бар

≈ 10 атмосфер/бар

Расчетное октановое число 110−125

100−110

Теплота сгорания 48 500 кДж/кг

50 100 кДж/кг

Оба газа не оставляют налета, нагара, показывают межремонтный период в 1,5 раза больше, чем на дизеле и бензине. СУГ имеет более сложный, дорогой технологический процесс, в котором задействованы не только компрессоры, но и промышленные охладители.

Для продажи КПГ достаточно подключить к трубопроводу готовую АГНКС, а чтобы доставить сжиженный продукт, требуется специальный газовоз.

Насколько безопасен КПГ

Миф, что газ опасен тем, что легко может взорваться, отталкивает многих от потенциально выгодного перехода на этот вид топлива.

На самом деле газовые баллоны, редукторы, трубки, вентили имеют заводской запас прочности, чтобы выдержать давление в 300 атмосфер. Это добавляет им конструктивной надежности и преимущества перед штатными топливными баками для жидкого горючего.

Другой фактор безопасности КПГ заключается в его способности быстро смешиваться с воздухом.

  • Чтобы КПГ горел, нужна концентрация от 4 до 15%. СУГ пожароопасен уже при 1,7−8,5%.

  • Метан воспламеняется при 640 °С, а бензин — при 550 °С.

  • Для снижения пожарной опасности в товарный газ добавляют бутилен.

Есть показатель, мало известный потребителям и владельцам машин с газовыми установками. Это чувствительность к возбуждению взрывных процессов. Определяется классами от 1 — особо чувствительные до 4 — слабочувствительные.

Приказом от 10.07.2009 МЧС РФ отнесло метан к наиболее безопасному, 4-му классу чувствительности. Для сравнения: бензин находится в «среднем» 3-м классе, а СУГ пропан-бутан — в более опасном 2-м.

Американская газовая ассоциация изучила данные о работе 2400 машин с газовыми установками, которые проехали в общей сложности 280 000 000 километров. Из 1350 ударов при ДТП на область расположения топливной емкости пришлось 180. Все баллоны остались целыми, а бензин загорелся в 5 случаях.

Также силен стереотип, что метаном можно отравиться. Этот газ в небольших концентрациях нетоксичен, а его резкий запах — от специальных ароматизаторов, чтобы люди смогли быстро почувствовать утечку.

Отдельно стоит упомянуть экологичность компримированного газа. Жидкое нефтяное топливо приходится постоянно доводить до экологических стандартов, которые становятся все жестче. Это дорогое удовольствие: чтобы перейти из класса «Евро-3» в класс «Евро-4», требуются суперсовременные присадки и фильтры, которые не каждому производителю по карману. Метан же «от природы» имеет экологический класс «Евро-5» / «Евро-6» без добавок и тонкой фильтрации. По сравнению с жидкотопливными ДВС метановая установка выбрасывает в атмосферу втрое меньше оксидов углерода, вдвое меньше оксидов азота. А угарного газа — меньше в десять раз.

Плюсы и минусы КПГ

По сравнению с жидким нефтяным топливом газ имеет преимущества и недостатки. Также в «семействе» газового топлива есть внутренняя конкуренция СПГ и СУГ.

Плюсы

Минусы

По сравнению с жидким топливом

Меньше стоимость 1 м3 = 1 л

Меньше заправок

Дешевле пробег

Дороже оборудование

Не оставляет нагара, сажи

Нужен специальный баллон

Выше октановое число

Баллон не может принять удобную форму

Неограниченный срок хранения

Вес оборудования

Более безопасен при аварии

Возможен запах в салоне

Полностью сгорает при любой температуре

Падение мощности, тяги

Класс чувствительности 4 (безопасный)

Класс чувствительности 3 (средне опасен)

По сравнению с сжиженным газом, СУГ

Топливо занимает весь объем баллона

20% объема остается незаполненным

Обычно заправка привязана к газопроводу

Заправка может быть мобильной

Класс чувствительности 4 (безопасный)

Класс чувствительности 2 (опасный)

Оборудование сложнее, баллон тяжелее

Оборудование проще, баллон легче

Перейти с бензина на газ или приобрести авто с газобаллонным оборудованием — разумное решение, особенно если от машины требуется большой побег. Например, такси, машины сервиса, грузоперевозки, общественный транспорт. Если автомобиль возит хозяина на работу и по бытовым делам, то газовая установка окупится нескоро. И разница в стоимости амортизации и горючего будет не так заметна.

Каталог продукции