Содержание
Различия КПГ и СПГ для потребителя
Что такое СПГ
СПГ — это сжиженный природный газ — метан, пропан или бутан, — который уменьшили в объеме в 600 раз. Сжижение происходит через поэтапное сжатие и охлаждение или только охлаждение до −160 °С с параллельным очищением от оксидов серы, углерода и воды. Продукт на выходе занимает минимально возможный объем резервуара, сохраняя при этом все физические и потребительские свойства природного газа.
Это не отдельный продукт, а агрегатное состояние газа, удобное для транспортировки. Его перевозят в криоемкостях — резервуарах, которые могут поддерживать температуру −160 °С в течение 70 суток. Перед применением СПГ регазифицируют — «размораживают», в результате чего он переходит в газообразное состояние.
Сжиженным газом снабжают крупные объекты и целые отрасли экономики некоторых стран без постройки трубопровода. Например, 100% потребностей Японии покрывает СПГ, доставленный по воде танкерами-газовозами.
Что такое КПГ
Компримированный, или сжатый природный газ, — это метан из нефтегазоносной скважины или техногенный нефтяной газ, сжатый в 200 раз. Его сжимают с помощью компрессоров. В результате образуется давление в 200 бар/атмосфер.
Газ сжимают для сокращения объема, уменьшения размеров транспортировочных емкостей. После компримирования (сжатия) его состав не изменяется. В промышленных объемах КПГ производят на предприятиях. Для заправки машин, техники, мелкой бытовой тары используют готовые АГНКС, которые подключают к газопроводу. В составе АГНКС для СПГ есть фильтры, осушители, компрессоры, которые доводят кондиции газа до пригодных к использованию в ДВС.
Для хранения и транспортировки КПГ требуется специальное оборудование:
-
округлые емкости и резервуары для хранения по месту производства;
-
цистерны для транспортировки газовозами, в том числе морскими;
-
баллоны и оборудование для автомобилей;
-
баллоны для бытовых потребителей.
Компримированный газ применяют в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Лишь небольшая часть моторов автомобилей создана под метан или пропан-бутан. В основном это бензиновые двигатели, на которые установлено нештатное газобаллонное оборудование. Автомобили с моторами, которые с завода декларируются как «газовые», — это те же бензиновые ДВС, минимально доработанные под метан.
Различия КПГ и СПГ для потребителя
КПГ — газ, пригодный для использования в качестве топлива без предварительной подготовки. Его сжимают для сокращения объема тары. Компримированный метан хранят, перевозят в стальных баллонах и емкостях с одинарной стенкой. Компримировать (сжать) его можно с помощью передвижной или модульной АГНКС.
СПГ — газ, пригодный для транспортировки и хранения в криоемкостях. Это резервуары, цистерны с двойными стенками, внутри которых циркулирует криожидкость. Она поддерживает температуру −160 °С, чтобы вещество оставалось в сжиженном состоянии. Для применения в качестве топлива необходима регазификация — переход из жидкого в газообразное состояние. Для этого используют регазификационные станции.
За удобство в транспортировке СПГ приходится мириться с его недостатками, которых нет у КПГ:
-
нужна регазификация;
-
возможен ожог при контакте с кожей;
-
большая взрывоопасность;
-
заполнение тары не более, чем на 80% для температурного расширения;
-
выше расходы на производство — до 25% энергии, которую содержит сам продукт.
КПГ и СПГ сохраняют свойства исходного газа — пропана, метана, бутана — и все конкурентные преимущества перед жидким топливом. Они не образуют сажи, нагара, полностью сгорают при любой температуре, выделяют в разы меньше вредных веществ при сгорании.